fritzfinkel (fritzfinkel) wrote,
fritzfinkel
fritzfinkel

Categories:

«В окопах не бывает атеистов...» как глупый псевдоаргумент и признак коммерческой деятельности

Один из частых аргументов верующих заключается в том, что "в окопах не бывает атеистов". Этот аргумент часто используется в разных формулировках. В частности, протоиерей РПЦ Димитрий Смирнов (тот самый, который поздравлял россиян со смертью учёного) как-то заявил: "Вообще когда пули свистят и взрывы происходят, сознательность и осознание бытия растут в геометрической прогрессии. И, кстати, атеистов уже не встречается. Они растворяются, как дым. Самый простой способ перейти от атеизма к вере – это поехать на войну. Так что священникам там служится – духовно – легче". Ещё верующие иногда говорят: "Пока людям хорошо, они не думают о Боге; а когда плохо, сразу вспоминают про него".

Ну допустим даже, что это так – и что дальше?.. Допустим, что религия – это, и правда, что-то вроде лекарства или обезболивающего, к которому люди прибегают в случае страха, стресса, горя и т.д. И выражение "религия – опиум для народа" отражает этот же факт, поскольку опиум когда-то использовался как обезболивающее. Допустим, далее, что в такой ненормальной и нервозной обстановке, как война, люди действительно прибегают к этому обезболивающему и успокаивающему средству. И что? Каким образом это доказывает существование бога?

Из разговоров с верующими я заметил, что многие из них вообще любят смаковать свои фантазии о том, как посылают атеистов в "горячую точку", и те там либо погибают, либо становятся верующими. Но самое забавное: веруны считают, что это доказывает истинность религии или хотя бы её превосходство над атеизмом. То есть они всерьёз считают, что стрессовая ситуация, состояние сильного страха и эмоционального перенапряжения – это лучшая обстановка для принятия взвешенных, обдуманных, трезвых и рациональных решений, касающихся глубоких мировоззренческих вопросов?.. Скорее уж наоборот, в стрессовой ситуации типа окопа человек впадает в панику, истерику, страх, и его рассудок от всего этого только помутняется, а не просветляется, а осознание в геометрической прогрессии падает, а не растёт. Потому там и нет атеистов. Признание существования бога под страхом войны, пуль, взрывов и смерти – это то же самое, что и признание человеком своей вины в каком-либо преступлении, выбитое из него под страхом пыток и избиений. Обычно таким показаниям никто не верит, потому что все понимают, что под страхом из человека можно выбить признание чего угодно, любой неправды. Ни один вменяемый суд не признает в качестве доказательства признания обвиняемого, сделанные под угрозами. Но почему-то у таких верующих, кто делает подобные утверждения, всё наоборот: признания, сделанные под страхом боли или смерти, они считают самыми достоверными в мире.

Весьма вероятно, например, что и в хосписах, где люди ожидают смерти, тоже мало атеистов. И что это доказывает? Доказывает ли это преимущество рака над здоровьем? Нет, это не доказывает ровным счётом ничего – как и аргумент про окопы. Война – это ненормальное, болезненное состояние, как и рак, и она может только уводить людей от истины, а не приводить к ней. Людьми при этом движет не стремление к истине, а животный инстинкт самосохранения. Война убивает людей, и рак убивает людей. На войне люди становятся верующими из-за страха перед смертью, и больные раком люди становятся верующими из-за страха перед смертью. Тогда, по логике Смирнова и прочих, ещё лучший способ прийти к вере – заболеть раком.

Этот аргумент является частным случаем логической ошибки, которую можно назвать "смещение точки восприятия" и суть которой заключается в том, что о нашем отношении к некой ситуации, в которой мы не находимся в данный момент, рассуждают так, как будто мы уже в ней находимся. То есть происходит неоправданное смещение точки восприятия из нынешней ситуации, в ту, обсуждаемую ситуацию. Короче говоря, веруны аргументируют преимущество веры в бога тем, что в состоянии сильного, панического страха ты поверишь в бога. Однако даже если это и является правдой (хотя такое сверхобобщение на всех людей само по себе сомнительно), это ровным счётом ничего не говорит о том, как я должен относиться к вере в бога сейчас, когда я не нахожусь в состоянии панического страха. В состоянии страха человек может много чего сделать, чего не сделал бы в нормальном, здоровом, рассудочном состоянии – например, оклеветать себя и признаться в преступлении, которого не совершал, или оклеветать других. Значит ли это, что мы должны делать то же самое, находясь в нормальном состоянии?.. Вопрос, разумеется, риторический. А высказывание верующих "пока людям хорошо, они не думают о Боге; а когда плохо, сразу вспоминают про него" в той же степени применима и к какому-нибудь "Анальгину" или "Нурофену" – про них мы тоже вспоминаем лишь тогда, когда у нас что-то заболит. Но означает ли это, что мы должны пить их и тогда, когда у нас ничего не болит? Разумеется, нет. (Другая ошибка такого же типа у верующих возникает тогда, когда они говорят, будто у атеистов не может быть смысла жизни, потому что, дескать, зачем что-то делать и чего-то добиваться, если ты всё равно умрёшь и на этом всё закончится. Опять же, они рассуждают об этом так, как будто ты уже умер. То есть точка восприятия смещается с нынешнего состояния в состояние наступившей смерти.)

Более того, этот аргумент скорее должен отвратить людей от религии и церкви, а не привлечь. Чтобы объяснить, почему это так, проведём аналогию. Представьте себе двух врачей или фармацевтов. Один работает из любви к людям, потому что желает человечеству счастья и мечтает победить болезни, чтобы все были здоровыми и не хворали. А второй работает из-за денег, ради наживы на платном лечении или на лекарствах. Итак, целью первого является избавление человечества от страданий, от болезней, а целью второго является нажива. Теперь представим, что они оба говорят, что их целью является избавление человечества от болезней, а корыстную мотивацию оба отрицают. По условию задачи, это означает, что один из них говорит правду, а другой лжёт. Как можно отличить, кто из них кто? Допустим, они оба берут деньги за лечение или за лекарство, что вполне понятно – им же обоим надо на что-то жить, в том числе и первому. Так что по этому признаку их отличить нельзя. То же самое касается и церкви: тот факт, что попы берут деньги за услуги и товары, сам по себе ещё не означает их корыстной мотивации – им же надо на что-то жить.

Но есть один признак, по которому их всё же можно отличить. Когда первый врач/фармацевт встретит человека, который в его лечении/лекарстве не нуждается, он будет только рад за него. Раз он в нём не нуждается, значит, здоров. Он будет только счастлив, если однажды наступит день, когда всем людям не нужно будет его лекарство, ведь это будет означать, что он достиг своей цели, ради которой старался. И если он увидит, что люди всё меньше и меньше нуждаются в его лечении и всё меньше и меньше покупают его лекарство, он будет только рад. (А заработок он себе другой найдёт.) Второй же врач/фармацевт, напротив, будет беситься из-за этого факта, жаловаться, что общество катится не туда, что нынешнее поколение вообще оборзело и т.д. Его мысли будут следующими: "Ах, ты не хочешь покупать моё лекарство, тварь?! Вот бы тебя заразить этой болезнью, сразу тогда прибежишь ко мне за лечением! Как миленький прибежишь!" И правильно: ведь ему не нужно, чтобы люди были здоровы, а как раз наоборот, поскольку их болезни – это его хлеб. И скорее всего, от него можно было бы услышать что-то в духе: "Лучший способ придти к лекарству от рака – это заболеть раком. В этом случае все, кто не пользовался раньше лекарством от рака, рассеиваются, как дым. Осознание сразу растёт в геометрической прогрессии..."

Теперь сравните это с тем, что говорят попы и прочие верующие... "Ах, ты не хочешь верить в Бога и загробную жизнь?! Вот бы тебя на войну, в окопы отправить – быстро в Бога поверишь!" Получается, вместо того чтобы порадоваться, что у человека всё хорошо, они хотят сделать так, чтобы ему было плохо. Поэтому этот случай полностью аналогичен вышеприведённому примеру про двух врачей. Аргументы попов про "в окопах не бывает атеистов" и "вас бы всех на войну – быстро в бога поверите" только подтверждают версию о том, что церковь – это коммерческая организация, существующая в первую очередь ради получения материальной прибыли от своего бизнеса в виде продаже свечек, иконок, крестиков, оказания разного рода платных мистических услуг (в виде религиозных обрядов: крещения, венчания и т.д.) и просто от пожертвований. Ведь получается, что церковь продаёт некое "лекарство" от страха смерти. И если бы её целью при этом было бы избавление людей от этого страха, то попы должны были бы только радоваться, что есть люди, которые и так здоровы и не нуждаются в этом "лекарстве", – потому что в отношении этих людей цель уже достигнута. Но мы видим, что попов, наоборот, бесит, что некоторые люди в их "лекарстве" не нуждаются. Попы хотят, чтобы люди как можно больше боялись смерти и приходили к ним за "лекарством" в виде религии. Значит, они продают "лекарство" не ради избавления людей от "болезни", от которой оно лечит, а ради прибыли, которую получают от продажи этого "лекарства". Потому что если люди не будут его покупать, их бизнес разорится.

В данном случае Смирнова радует покорность солдат, которые, наверняка, не задают ему неудобных вопросов и не требуют доказательств существования бога и истинности библейских сказок. Не то что эти люди на гражданке... Ишь, распоясались! Ещё книжки читают, науки изучают, думают, критическое мышление включают!.. Вот бы их всех на войну, в окопы, под пули! Под гусеницы танков, сволочей эдаких! Чтоб знали! Будут знать, как наше лекарство не покупать!

В "окопах не бывает атеистов", говорите?.. Ну и под капельницей не бывает здоровых. И что дальше? Значит, надо всех здоровых переехать самосвалом, чтобы им тоже потребовалось под капельницу лечь? Думаю, производители капельниц и врачи в платных больницах неплохо на этом заработают...

Близко ко всему этому стоит и злорадство некоторых верующих при мыслях о том, как атеисты или иноверцы будут гореть в аду. Часто от них можно услышать что-то вроде: "С каким наслаждением я буду наблюдать из Рая, как твоя душа горит в аду". Подобные письма они пишут, например, Ричарду Докинзу (см. видео) и другим известным людям (см., например, начало 6-й главы из книги Докинза "Бог как иллюзия"). Да и мне один американский протестант (перебежчик из России) написал, что ещё посмеётся над моей "гнилой душонкой", когда придёт время (после того как все аргументы в споре у него закончились). Но самое смешное – это то, что при всём при этом от них часто слышатся заявления о какой-то там любви и о том, что они заботятся о наших душах. Вот так вот. Они якобы заботятся о наших душах, но при этом им доставляют удовольствие мысли о том, как эти души будут мучиться и гореть в аду.

Всё это напоминает крышевание бизнеса преступными группировками, которые сначала сами же угрожают бизнесменам, а потом за плату обещают им "крышу" от своих же угроз. И они тебя защищают, пока ты им платишь, но если ты не будешь им платить, они не только защищать тебя перестанут, но и своими же руками удавят – чтоб знал, сволочь такая, как отказываться от их платных услуг! Что? Тебе не надо ни от кого защищаться, потому что тебе никто не угрожает? Ну тогда мы и будем угрожать! Тебе не нужна религия, потому что у тебя нет страха смерти? Ну тогда мы тебя на войну, в окоп отправим, где у тебя этот страх быстро возникнет! Ещё прибежишь к нам, как миленький!

Поэтому совершенно очевидно, что любовь и забота о душах тут совершенно не при чём. Но в чём тогда дело?.. Почему попы так хотят обратить других в свою веру, и почему у них вызывают такую лютую ненависть те, кто не хотят обращаться?.. Подумайте... Имеющий разум да осознает.

Вы можете спросить: ну ладно, это объясняет, почему попы всё время упоминают этот псевдоаргумент про окопы. А почему это делают рядовые верующие? Они-то денег от прихожан церкви не получают. Ну а подумайте, что будут испытывать люди, которые тратят деньги и часть своей жизни на лечение и лекарства и видят при этом, что другие прекрасно обходятся без этого? Думаете, они порадуются за них? Как бы не так. В первую очередь – зависть, ненависть и желание, чтобы те так же болели и тратили свою жизнь на лекарства и поликлиники. Вот рядовые верующие и повторяют за попами: "На войну бы вас всех!" – хотя сами прибылей с деятельности церкви не имеют. [Вообще, базовая причина состоит в том, что религия – это комплекс вирусных мемов (фигурально выражаясь, ментальных вирусов), т.е. неких убеждений, которые поселяются в разуме человека и ведут себя схожим образом с биологическими или компьютерными вирусами. В частности, они отключают "иммунную систему" человека (критическое мышление), поощряя слепую веру, и, как любые вирусы, стремятся размножиться и заразить как можно большее число носителей. Последней цели они достигают преимущественно за счёт влияния на поведение своего носителя особым образом, заставляя его "заражать" других и ненавидеть тех, кто упрямо не хочет заражаться. Названная выше причина может входить сюда как частный случай.]

И напоследок – пара примечаний.

Примечание №1. Верующие и церковь осуждают магию. А ведь обращение к богу из окопа во время опасной ситуации – это и есть ни что иное как разновидность магии, попытка повлиять на сверхъестественные силы, склонить их на свою сторону, призвать на помощь и попытаться с их помощью как-то повлиять на ситуацию, что-то изменить и т.д. Следовательно, коль скоро христианство осуждает магию, то и христиан не бывает в окопах.

Примечание №2. Верующие часто говорят, будто нацисты были атеистами. Как это сочетается с их утверждением о том, что "в окопах не бывает атеистов"?.. Или нацистские солдаты были какими-то особенными и обходились без окопов? Или, вспоминая цитату Смирнова, у них над головами не свистели пули и взрывы рядом не происходили?.. Таким образом, приводя этот аргумент, веруны противоречат сами себе и опровергают другие свои стереотипные аргументы против атеизма.



6vthmkMlSeQ

Анальгин
Tags: Димитрий Смирнов, РПЦ, атеизм, глупые аргументы, демагогия, контрапологетика, попы, религия, церковь
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author